shapka


Декабрь 2024

Об увеличении минимального размера оплаты труда

Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ) закреплено в статье 2 Трудового кодекса РФ.

Размер минимального размера оплаты труда установлен Федеральным законом Российской Федерации от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Ежегодно в указанный Федеральный закон вносятся изменения и устанавливается новый минимальный размер оплаты труда в размере не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

Федеральным законом Российской Федерации от 06.12.2021 № 406-ФЗ с 01.01.2022 установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 13890 руб. в месяц. Таким образом, минимальный размер оплаты труда в этом году увеличен на 8,6 % (2021 году он составлял 12792 руб. в месяц).

Минимальный размер оплаты труда применяется не только для расчета заработной платы, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременностям и родам, социальных выплат и пособий по безработице, при расчете страховых взносов, а также для иных целей обязательного социального страхования. Кроме этого, используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от МРОТ.

Какие меры по предупреждению коррупции должны приниматься в организациях?

Статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Законодателем установлен примерный перечень таких мер: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество организации с правоохранительными органами, разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется профилем ее работы, производственной отраслью и другими особенностями условий, в которых она функционирует. 

Ответственность за ненадлежащее содержание общедомового имущества, в том числе кровли по очистке от наледи и сосулек

Одной из важнейшей задачи благоустройства в зимний период является очистка кровли от снега и наледи, которые представляют угрозу для здоровья и жизни граждан. В целях предотвращения наступления несчастных случаев необходимо регулярно производить очистку крыш, а также уборку придомовой территории от снега и льда.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества.

Очистка общедомового имущества жилых домов от снега и наледи, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, осуществляется управляющими компаниями и лицами, оказывающими услуги и выполняющими работы при непосредственном управлении многоквартирным домом. Эти работы, согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», являются обязательными в рамках работ по содержанию жилья.

За ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В случае причинения вреда здоровью или имуществу гражданина он вправе взыскать его в судебном порядке в соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Уголовная ответственность лиц, подвергнутых административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами

С 10.01.2022 наступает уголовная ответственность для лиц, подвергнутых административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами за повторное превышение скорости более чем на 60 км/ч, либо повторный выезд на полосу встречного направления движения или на трамвайные пути встречного направления. 

За совершение указанного преступления санкцией статьи предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

При назначении основного вида наказания будет назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Кроме того, Федеральным законом от 30.12.2021 № 458-ФЗ введена уголовная ответственность для лиц, совершивших превышение скорости более чем на 60 км/ч либо выезд на полосу встречного направления движения или на трамвайные пути встречного направления и имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного ст. 264.2 Уголовного кодекса РФ. 

В данном случае виновное лицо будет наказано штрафом в размере от 300 000 до 500 000 или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет 3, либо лишением свободы на срок до 3 лет. 

При назначении основного вида наказания будет назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет.

Во избежание ошибок при определении субъекта преступления, законодателем определено, что ответственность по ст. 264.2 Уголовного кодекса РФ не распространяется на случаи фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Обращаю внимание, что согласно ст.4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения указанного постановления, либо уплаты административного штрафа.

Изменения порядка лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2022 № 117 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».

Указанным постановлением обновлен порядок лицензирования указанной деятельности, осуществляемой управляющей организацией, а также порядок осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением указанной деятельности.

Поправки также направлены на снижение административной нагрузки для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем развития реестровой модели в сфере лицензирования.

Изменения начинают действовать с 01.03.2022.

Изменения порядка лицензирования деятельности по хранению и торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, патронами к гражданскому и служебному оружию и составными частями патронов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2022  № 120, которое вступает в силу с 01.03.2022 года, утверждено Положение о лицензировании деятельности по хранению и торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, патронами к гражданскому и служебному оружию и составными частями патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами).

Лицензирование указанной деятельности будет осуществлять Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальные органы (Росгвардия).

Деятельность, подлежащая лицензированию, включает следующие работы (услуги):

а) по хранению гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия;

б) по торговле оружием;

в) по хранению патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов;

г) по торговле патронами.

Для получения лицензии на хранение, торговлю оружием и (или) патронов соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии.

Лицензирующий орган размещает в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в установленном порядке сведения о ходе принятия им решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, сведения об аннулировании лицензии, а также сведения о дате предоставления лицензии и регистрационном номере лицензии.

Постановление Правительства Российской Федерации вступает в силу с 01.03.2022.

Ответственность физических лиц за совершение коррупционных правонарушений

Существует возможность привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.

Тем не менее, в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) существует возможность привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности. Так, согласно ст. 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе в следующих случаях:  - однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника (п. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);  - совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);  - принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);  - однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (п. 10 ч. 1 ст. 81).

Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» часть 1 статьи 14 «Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения».

В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

​​​​​​​Часть 1 статьи 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица

- должностному лицу,

- лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации,

- иностранному должностному лицу,

- должностному лицу публичной международной организации,

- денег,

- ценных бумаг,

- иного имущества,

- оказание ему услуг имущественного характера,

- предоставление ему имущественных прав

за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым перечисленными лицами служебным положением.

ВЛЕЧЕТ наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

часть 2 статьи 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Незаконное вознаграждение от имени юридического лица на сумму, превышающую один миллион рублей (в крупном размере), ВЛЕЧЕТ наложение административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного размера такого вознаграждения, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

часть 3 статьи 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Незаконное вознаграждение от имени юридического лица на сумму, превышающую двадцать миллионов рублей (в особо крупном размере) ВЛЕЧЕТ наложение административного штрафа на юридических лиц до стократного размера такого вознаграждения, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Возбуждаются дела об административных правонарушениях по ст. 19.28 КоАП РФ органами прокуратуры Российской Федерации.

статья 4.5. «Давность привлечения к административной ответственности»

Сроки давности привлечения к административной ответственности составляют шесть лет со дня совершения правонарушения.

статья 27.20 КоАП РФ предусматривает арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Примечание к статье 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно:

способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или)

выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением,

либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.

Данное положение не распространяется на административные правонарушения, совершенные в отношении иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций при осуществлении коммерческих сделок.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

пункт 7.1 части 1 статьи 31 «Требования к участникам закупки».

Не допускается участие в закупках юридического лица, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).